Loading...
X

Билимбаевский чугунолитейный завод

Билимбаевский чугунолитейный завод — объект культурного наследия. Правда на месте самого завода развалины, а главная часть огорожена забором и опекается охраной. Это место не просто старое, но и переполненное исторической значимостью.

Билимбаевский завод был основан графом А.С. Строгановым в 1733 году, а через год он уже выпустил первую партию чугуна и положил начало поселку Билимбай. Населенный пункт строился вокруг завода, подгонялся под нужды завода и был неотделим от него.

В 1812—1814 — изготовление на заводе государственного заказа: пушечных ядер, бомб и картечи для русской армии в войне с Наполеоном.

В конце 1830-х — начале 1840-х гг. графиней С.В. Строгановой осуществляется коренная реконструкция завода, связанная с заменой деревянных производственных зданий на каменные, которые в несколько измененном виде дошли до наших дней. Автор проекта реконструкции не установлен.

Начавшаяся Первая мировая сказалась на заводе двояко. Поля сражений требовали металл в огромном количестве, заказы на него не прекращались, но многие рабочие были мобилизованы.

После революции, контроль над Билимбаевским заводом и всем его производством взяли собственные рабочие, в связи с этим Строганов объявил, что с 31 декабря 1917 закрывает предприятие.

1921 год. Страна отходит от гражданской войны. Наступает НЭП. Билимбаевский завод сдают в аренду, и он вновь плавит чугун до 1933 года. Вслед за НЭПом кончается и история Билимбаевского чугуноплавильного завода. Доменные печи демонтируются, на базе строгановского завода появляются сразу три — труболитейный, ремонтно-механический и термоизоляционных материалов. Эти предприятия работают до 1941 года, а потом начинается Великая отечественная война. И над Билимбаем раздается рев реактивных двигателей.

Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета БИ-1. В годы войны здесь разместилось секретное производство.

Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши. Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.

Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.

Leave Your Observation

Ваш e-mail не будет опубликован.